Руны ( Автор неизвестен ) :

Краткая история рунического письма

Руны – это магическая и алфавитная система знаков, использовавшаяся как в целях магических, так и в чисто информативных целях. (Первый вариант употребления, разумеется, предшествовал второму.) Какое-то время оба варианта сосуществовали одновременно. И об этом периоде известно достаточно, для того, чтобы наблюдать некоторые правила и закономерности составления рунических формул и заклинаний. Но именно наблюдать, объяснение и трактовка увиденного – этап уже следующий.

Ученые относят возникновение рунического алфавита к 3 в. н. э. При этом они довольствуются только остатками материальной культуры. Многое же могло и не сохраниться, или вовсе не наноситься на материально достаточно стойкий носитель. Передача же подобных систем в древности большей частью была устной. Чтобы понять логику и смысл надписей, необходимо понимать мировосприятие тех людей и того времени. Чтобы использовать те же руны сейчас, необходимо подчас трансформировать оттенки смысла самих знаков. Но если академические рунологи весьма огорчаются “эзотерическим” интересам публики к рунам, считая его более чем профаническим, то наиболее находчивые из рунологов-практиков обращаются к плодам научных изысканий в этой области.

Смысловые связи слова “руны” указывают на некую тайную устную магическую традицию. Это однокоренное слово с “шептать”,”тайна”, “жребий”. В древне-исландском, кстати, слово руны существовало только во множественном числе, то есть самого слова “руна” в единственном числе не существовало. Однокоренные слова находят, впрочем, не только в германских, но и кельтских языках: старокельстком, средневаллийском.Это может говорить о некотором влиянии и кельтов на руническую систему.

Происхождение рунической системы весьма спорно. Ее выводили от финикийского, греческого, готского, этрусского письма. Предложу другой вариант. Очевидно, что руническая система изменялась и изменяется в своем развитии (не прогрессирует или регрессирует, а просто изменяется). Это видно и по различиям скандинавского и англо-саксонского футарка, и по возникновению системы Armanen. Когда-то все могло начинаться с весьма небольшого количества сакральных знаков, применявшихся и в магии. Но, в отличие от многих древних магических систем знания, где понятия были жестко с формулированы в далеком прошлом, руническое учение развивается до сих пор. По крайней мере, так это представляется.

Руника действительно ближе к интуитивной магии, к шаманизму, к магии “сейд” (связанной с оборотничеством и ритуальной сменой пола), и довольно далека от церемониальной “научной магии” Средних веков и Нового времени. Также следует заметить, что отчетливые рунические системы сохранились у скандинавов (северной ветви древних германцев) и в Британии, но не на континенте. Причем в обоих случаях можно наблюдать наиболее длительное сохранение древних традиций, хотя и различным способом. Англо-саксонский футарк, каким мы его знаем, возник в результате переселения англо-саксов (германских племен) в Англию и их возможных контактами с кельтскими племенами.

Вернемся к другому варианту происхождения. Возможно, какие-то знаки использовались древними жителями Европы, в роде праиндоевропейцев. Какие-то знаки забылись, какие-то, потеряв свой смысл, остались в орнаментах (почему и можно найти “руну Гебо”, “руну Ингуз”, “руну Альгиз” в орнаментах и другие знаки). Третьи знаки, сохранив смысл, употреблялись отдельно, например, свастика. Совпадение некоторых знаков древних европейских наскальных надписей с буквами средиземноморских алфавитов тоже говорит о возможных, общих или близких источниках.

По тем или иным причинам, система внятно оказалась сформулирована у германских народов. Интересно возможное происхождение системы от способа гадания древних германцев, описанного Тацитом. В гадании бросали палочки и веточки определенных деревьев и смотрели, какие фигуры получались. Характерно то, что у германских племен не было жреческой касты. Таким образом, система не была достоянием только узкого профессионального слоя.

В некоторых случаях, и не без оснований, подозревают кельтское влияние руническую систему, это влияние могло относиться и к “континентальному периоду” германских племен. Обычно тут упоминают руну Тиса, Eiwaz.

Индивидуальное значение каждой руны может варьироваться. И дело не только в разных уровнях ее восприятия. Значение может иметь смысл только в системе. (Руны – только множественное число в древне-исландском.) Соответственно, при изменении системы, меняться может и количество знаков, и написание некоторых из них, и разные нюансы смысла. Видимо, в этом особенности англо-саксонского футарка в отличие от скандинавского. Этим можно объяснить и некоторую локальную действенность непритязательных современных систем, которые применяются в гадании, где служат некими подсказками.

Можно видеть в рунических знаках “пиктографическую сущность”, но не следует воспринимать это совершенно буквально. Может быть “Иса” и похожа формой на сосульку, но смысл в том, что именно эта узкая, вертикальная простая линия как нельзя лучше представляет сам принцип Льда как одного из двух первопринципов скандинавской космологии. Может быть, противоположенная ей руна Кано, Кен в одной из своих поздних вариаций и похожа на лучину, но это и лучина могла напоминать руну Кен.

Каждая руна сама по себе представляет определенное понятие, заключает в себе определенный аспект существования, выражающий глубинную природу внутренней структуры реальности. Согласно этому представлению, каждая отдельная руна выражает свойство, открывающееся миру нашего опыта чрез специфические предметы или процессы, характеризуемые руной. Благодаря тому, что руны выражают некие определенные принципы, можно, пользуясь комбинациями рун, описать и исследовать многие аспекты реальности.

Старший Футарк – самый старый рунический ряд. Порядок знаков в нем четко фиксирован. Хотя иногда встречались смены мест двух последних рун Оттила и Дагаз. Этот вариант признается общегерманским и имеет двадцать четыре знака. Они объединениы в три группы по восьми рун; такая группа называется эттиром. Возможно, каждый эттир связан с одной восьмой горизонта, своего рода направлением.

Современные авторы связывают каждый эттир с определенной парой мужского и женского божества “первой руны ряда”, то есть, первый эттир – эттир Фрейи-Фрейра, второй эттир – эттир Хеймдалля и богини Мордгуд, третий эттир – эттир Тюра и супруги его Зисы. Скорее всего, это только названия, способ определить общий смысл и суть отличий каждого ряда через сущность божества.

С употреблением рунической системы в качестве обычного алфавита, исчезают некоторые буквы Старшего Футарка (руна Йару, руна Тиса (Eiwaz) и др.) изменяется написание некоторых остальных, добавляются новые знаки, некоторые старые знаки приобретают новый фонетический смысл. В это же время меняется и сам язык, древне-исландский, появляются новые правила фонетики. Так появляется Младший Футарк, и его различные варианты.

Фонетическое значение руны могло меняться с течением времени: это касается рун Младшего футарка. Также и ключевое слово руны могло быть различным. О многих рунах до сих по этому поводу активно спорят или же смирившись негласно договариваются о произношении. В то же время имеет смысл практика индивидуального нахождения имени руны, медитативное упражнение. Это имя будет вполне работать в своей системе.

Уже во время возникновения и активного использования “младших рун” старались не употреблять без толку руны Старшего Футарка, считая их наиболее подходящими для магии. Шли и на особые уловки: были называемые “шифрованные руны”, когда смысловая руна Старшего Футарка изображалась в виде вертикальной мачты с некоторым количеством “отростков” справа и слева. Один ряд означал номер эттира, другой – номер руны в нем. Места того и другого менялись. Такой знак мог идти после буквенного заклинания.

Рунические ряды существовали в народе вплоть до 19 века, но были сплошь буквенными – алфавитными, а не смысловыми – магическими. Впрочем, полагалось, что заговор, написанный руническими буквами имеет большую силу, что и использовалось, скажем, в бытовой магии. Также руны сохранились в календарных таблицах скандинавских и прибалтийских народов.

 

Как сделать набор рун

Традиционно руны делать лучше самому или самой и из натуральных материалов. Чаще всего делают из дерева, но также из кости, глины, на камешках. В этом случае руны изначально созданы самим человеком для себя и их не нужно по-особому еще “подстраивать”. Мужчины любят лить свою кровь на руны – пожалуйста, я тоже могу это кое-кому посоветовать. Сама впрочем – так не делала.

Для исключительно важных прогнозов иногда делается отдельный временный набор рун. Например изо льда, или из воска. После прочтения – уничтожается.

Первый свой рунический набор я сделала из твердой тетрадной обложки. Даже не могу сказать, работал он или нет. Затем было несколько наборов из теста: мука + вода + много-много соли раскатывается в пласты или рубится из “колбасок”. Потом можно выпекать в духовке. Либо ножом сразу вырезать руны (а потом может оказаться, что какая-то руна покосилась, пошла извилинами, или начала пузыриться), либо потом нанести тушью графику. Можно сразу сделать “рубашку” руны. Это были хорошие наборы и вполне себе рабочие, если бы не тупые шуточки окружающих, в том числе “первых клиентов”: “А это можно съесть?” Меня это бесило до ярости и спокойно гадать я уже не могла. Закончилась моя эпопея с тестовыми рунами тогда, когда я уехала в другой город и во время моего отсутствия дражайший мой родитель нашел руны (я их не спрятала, как раньше) и попытался их съесть. Они оказались ему не по зубам, но были-таки повреждены, а некоторые из них покрылись бурыми пятнами. (Не знаю, от чего, в варенье он их не макал… может и мистика.) Я советую тетенькам попробовать сделать для отдельных нужд руны из теста. Все-таки они очень приятные и запах чуть хлебный. (И во время замеса теста поколдовать можно.)

Самый классический вариант – сделать руны из дерева. Дерево под себя лучще-таки подобрать. Для себя как женщины я нашла плодовое дерево и просто порезала ствол поперек. Руны получились большие, но красивые. Правда, поперек волокон вырезать сами знаки довольно тяжело, тем более на плотном плодовом дереве. Если медленно, но с толком подбирать себе дерево, то можно получить от этого изрядное удовольствие. Можно даже сделать несколько наборов из разных видов дерева. Березу вот только я бы брать не советовала… И тополь – особое дерево, от него силы теряешь.

Сделанные руны лучше всего хранить в матерчатом, меховом или кожаном мешочке. Мешочек обычно перевязывается шнурком или летночкой. Синтетического, или не синтетического происхождения – по большому счету не очень важно. На мешочек хорошо нанести какой-нибудь орнамент или символ, кроме, разумеется, самих рунических, которые внутри своего мешка должны быть “равноправны”. Можно, например, птичку какую вышить или зверя особенного. А то и просто надпись “это мои руны”. О размерах рун ничего не скажу – делайте, как удобно. Обычно это 3х4 см. У меня вот больше. Зато красивенько. А так – пофиг. Изображение может быть на дереве не только вырезано, но и выжжено, а также нарисовано. Я предпочла вырезать. Любителям обмакивать руны в свою кровь тоже их надо вырезать.

При самом гадании часто используют особенные ритуалы, дабы привести свои силы к надлежащей концентрации. При этом, например, называют имена норн – Урд, Верданди, Скульд. Или взывают к Одину, Фрейе и разным стихиям. Но это очень индивидуально. Здесь, пожалуй, нельзя точно посоветовать.

 

Способы гадания

(необходимый минимум)

Здесь я буду рассматривать способы ручного гадания на рунах. (Если вы посмотрите мою программку “Плевок Норны”, то условия ее расклада – напрямую и точно также – руками выполнить почти невозможно.) Пустая руна мною не пользуется. И здесь, в моих комментариях, ее участие никак не предполагается. При ручном гадании руны вынимаются из мешочка и раскладываются по специальному куску ткани, или на особой поверхности (особенно, если вы занимаетесь этим помногу и часто, так что само действие – не новость).

Общее правило: не следует гадать, если вы хотите что-то подтвердить или ожидаете непременно положительного результата. В этом случае вы не сможете адекватно трактовать полученные символы. Не следует поэтому и задавать один и тот же вопрос несколько раз за сеанс – этим можно довести себя до истерики. Гадать следует лишь в полной уверенности в том, что чтобы ни выпало, вы примете это и будете трактовать адекватно. Иногда можно гадать в состоянии нервозности, когда срочно и непременно хочется знать, что будет. (“Узнать хоть что-то.”) Как минимум это успокаивает.

Одна руна. (“руна Одина”)

Как не трудно догадаться, вытаскивается из мешка одна руна и кладется сразу лицевой стороной вверх, или же тыльной стороной вверх, потом любым образом переворачивается. Можно фигурку повращать как хочется, не открывая (чтобы попасть на нужное “прямое-перевернутое” положение).

Руна может тупо отвечать на вопрос “да или нет” по своему прямому, перевернутому или вечно прямому (что будет означать иногда “ни то, ни другое”, или “еще не знаем” 🙂 положению. Но значение руны, по моему опыту, все же и здесь играет свое значение. (Одно время я только спрашивала “да или нет” у рун, а потом посмотрела свои записи и до меня дошло, что мне и подробная объяснялка была дана в виде значения рун.)

Обычно этот расклад коротко описывает ситуацию “здесь и сейчас” или проясняет суть этой ситуации. Говорят, что этим же способом можно выяснить нечто о человеке, находящемся вне пределов традиционной досягаемости. Что это специально означает – не знаю. Я гадала на других людей “находящихся вне пределов…” любым способом и оно обычно работало.

Трехрунный расклад.

Ассоциируется с тремя норнами. Особенность первая – зачем-то рекомендуется раскладывать руны справа-налево, де “викинги так писали руны на камнях”. Они писали руны на камнях вообще в любую сторону, лишь бы было место. Так что это объяснение не пройдет. “Просто так хотел Ральф Блюм”. Это не катит тем более. Недостаток этой предполагаемой особенности – слева традиционно находится “прошлое”, “забытое, бессознательное”, справа – “настоящее и будущее”. Мы с вами обычно пишем слева направо, то есть из прошлого направлены в будущее. Вот семиты пишут справа – налево, и взгляд их направлен в прошлое. (Это констатация факта.) Если вы хотите выяснить корень проблемы – пожалуйста, раскладывайте справа налево. Если вы по-обычному спрашиваете “прошлое-настоящее-будущее” раскладывайте – слева направо.

Особенность вторая, которая связана с норнами. Норн зовут вовсе не “прошлое, настоящее, будущее”, а куда более “неопределенно”. Урд – и вправду “Прошлое”, Верданди – “Становление”, Скульд – “Судьба”. Так что, если хотите каждую выкладываемую руну связать с отдельной норной, подумайте, что вы имеете в виду.

Я не думаю, что при раскладе “счет будет вестись” по положительности положения рун. Вот например вопрос: “Как ко мне относится этот мужчина?” Расклад (слева направо): “Турс-Тюр-Хагалаз”. Все прямые, прошу заметить. Что мне делать? Бежать, бежать от него в деревню. Неприятный для меня расклад. Если на тот же вопрос расклад будет таким: “перевернутый Лагуз-Гебо-перевернутая Оттила”, то если я куда и сбегу, то вероятно вместе с этим дядькой. 🙂 (Или он сам по себе скоро “смоется”, тоже вариант…) :)) И, например, если на вопрос “Что меня ждет?”, мне выпадут “прямые” руны вроде “кано-эйваз-наутиз”, я тоже не сильно обрадуюсь.

Срок действия трехрунного расклада – обычно 2-4 недели.

Многочисленные разноколичественные расклады (четырех-, пяти- семирунные) пользуются примерно также. Значение положения рун, естественно, разное, можно заимствовать у кого-то, можно самим придумывать. Сюда же я бы отнесла и расклады, аналогичные раскладам для карт Таро (типа “Кельтского креста”).

Девятирунный (особый) расклад.

Этот расклад ассоциируется с девятью мирами Иггдрасиля. Из мешочка вынимаются 9 рун и трясутся руках, или наоборот сжимаются, в сосредоточении. Потом руны произвольно выбрасываются на специальную ткань или поверхность. Первыми читаются руны, которые легли лицевой стороной вверх. Это “то, что видно”, настоящая ситуация и что к ней привело. Те из них, которые попали в центр – значимее тех, что с краю. Руны соприкасающиеся друг с другом или даже покрывающие друг друга обычно связаны и трактовать их нужно вместе. Мне не кажется, как полагают некоторые, что руны, которые в этом раскладе легли в противоположных сторонах – конфликтуют друг с другом. Это возможно, но далеко не обязательно. Если руны вообще упали со стола или попали мимо ткани, то таким либо придают большое и особое значение, либо вообще не берут в расчет. Зависит от человека и ситуации. Я смотрю на это как на то, что имеет значение, но здесь специально в расчет не идет. 🙂 Затем переворачиваются руны, которые легли тыльной стороной вверх. Эти руны традиционно описывают развитие ситуации или влияние на нее извне, иногда они указывают на возможное разрешение событий. После прочтения всех рун иногда достают из мешка еще одну, итоговую, руну.

В трактовках дается значение не только прямых рун, но и перевернутых (обратных) и это значение руны предназначено для гадания, когда фигурка со знаком может выпасть в любом положении. Я вполне себе использовала обратные и перевернутые руны (а также “зеркальные” и другие варианты) в заклинаниях-формулах, и они работали. Таким образом для себя выяснила, что перевернутая руна это не просто отсутствие принципа, обозначаемого прямой руной, а нечто свое и особое. И никто тут не говорит о чем-то белом-черном, позитивном и негативном, просто каждый раз графика фигуры другая и значение ее меняется. (Вот особенность восприятия руны не как отдельной и значимой фигуры, а как графического символа, который может быть изменен вращанием по оси или “отзеркаливанием”, или даже раскладыванием на составные части, о чем сильно позже.)

В то же время некоторые авторы считают, что перевернутые и обратные руны это вообще неприлично и пошло де это все от карт Таро. А настоящие руны могут хоть боком встать. Таким образом, у вас есть право отрицать существование перевернутых рун-фигурок в мантическом раскладе. Гадание несколько более фривольная вещь, чем заклинания и индивидуальных допущений может быть достаточно много.

Придумывайте индивидуальные способы раскладки. Я это сделала в “Плевке Норны” и это меня удовлетворяет.

“Фе” “Ферт””Скот.”

Более широко “богатство, состояние”. Имущество, приносящее доход. Ресурсы. Иногда – физическое тело и здоровье человека.

Перевернутая руна – лишение, нездоровье (в гадании), близость к подземному миру и смерти.

Говорят, что руна ассоциируется с конунгом Гюльви, который выслушивает поучения Высокого из “Видения Гюльви”. Это же символ повседневной реальности, сугубо земная и материальная руна.

Когда хотят в этой руне найти поучение или напоминание о чем-то, говорят, что человек, остановившийся на этом этапе похож на ручной и одомашненный скот. Он радуется, что вот прожит еще один день и не задумывается о том, что существует нечто еще, вне его защищенного мирка.

“Уруз”. “Дикий бык, тур”

Энергия, инстинкт, животная дикость, сексуальная сила, неразумность. Телесное восприятие. В какой-то степени безличность. Стихийность. Мать Сыра-Земля. Покровительство всему живому на ней, кто живет по ее законам. В том числе закону сильного. Дикий тур – это ее грозное порождение. Доминанта животного, активного, агрессивного над мирным растительным.

Символ этой руны – дикий бык, тур.

Если к этой руне относиться как к “очередной ступени человеческого развития”, то тут человек осознает собственную смертность. Это также знак священного охотника и его жертвы.

В современной трактовке в этой руной связывают “жизненные силы, инстинкт, сексуальность, плодородие, бессознательность, шаманский опыт и обряд перехода.” Некоторые теории связывают имя этой руны со священным источником Урд, возле которого сидят три норны – Урд, Верданди и Скульд (судьба, становление и долг), определяющие судьбы.

“Турс”. “Великан”, “Ворота”, “Колючка”.

Испытание. Испытание не для сохранения чего-то уже имеющегося, вроде проверки. А испытание при дерзании на большее. Что-то являющееся и препятствием, и возможным проходом. Этот знак – влияние извне, но человек сам выбирает себе это условие. Этот знак может говорить о Выборе. В этой ситуации возможность отступления – это иллюзия, ловушка.

Это руна турса – великана. А также связана с богом Тором – победетелем великанов. Это вызов и испытание, в то же время охрана и защита.

Она считается первой из рун препятствий. Если хотят найти в ней урок, говорят, что судьба развернется так, как ей это нужно, но человек может принять это все как испытание, закаляющее или инициирующее его на пути к цели или к утверждению своего собственного бытия.

“Анс”. “Ас.”

Руна божества из Асов. Призыв покровительства, присутствие-покровительство божества. Иногда представляется как “авторитетная” фигура, высшая справедливость, совершенство тела и разума и др. Знак, обнаруживающий существование кого-то высшего и индивидуального.

Буквально руна означает “рот, уста”. Рот – как такая магическая дырка в голове. Рот – место входа и выхода колдовской силы. Речь, как магическая способность. Руна знания, получения знания.

Эта руна связывается с Одином – “отцом всех людей и асов” – и шаманом. Эта руна сейчас считается символом вдохновенной речи и заклинаний, как творческого выражения. Также ее связывают с родовыми линиями и связями (не семейными, а родовыми). Это знание, передающееся с дыханием жизни. Это и те “подарки” предков, с которыми приходится разбираться. Это также родовые линии, притягивающие нас к тем или иным событиям.

Перевернутая руна. Неблаговоление божества. Коварство бога. Конфликт с эгрегором каким-нибудь. Только здесь человек – объект.

Если воспринимать порядок рун как последовательность, то руна воплощает собой первичную интуицию и инстинкты (Уруз), которые структурированные дисциплиной и опытом (Турс). Поэтому эту руну связывали с именем Одина и с асами вообще (а руна Фе – это ваны).

В некотором роде это символ власти, естественной иерархии.

“Райдо”, “Рейд”. “Путь, дорога.”

Имя этой руны переводится как “колесо”, “повозка”. На мистическом уровне к этим значениям прибавляется “колесо звезд”, а в современной традиции “намерение Вселенной” и вдобавок “экстатическое путешествие”.

Это руна Пути. В том числе и в мистическом смысле. Человек – странник в этом мире. Выбор цели и ценностей.

В этой руне видят воплощение колесницы Тора (запряженной козлами), или Фрейи (запряженной кошками). Причем колесница здесь понимается как изначальная сила стихий, управляемая и контролируемая сознательным усилием или мыслью.

Иногда эту руну рассматривают как “руну справедливости”, призывая “законы вселенной” обрушиться на голову обидчика. Так Райдо способна восстанавливать утраченные и разорванные связи. Иногда в этой руне видят не единый путь, а некий узор событий, сотканный из нитей судьбы, которые спряли норны. При гадании бывает по-разному. Иногда руна означает физическое перемещение куда-либо, путешествие или совершенствование различных навыков.

Перевернутая руна: Неудачный выбор пути и цели (в гадании). Помехи на пути. Приближение удушливого застоя.

“Кано”. “Факел, Лихорадка.”

Стихии огня и воздуха. Руну связывают с ментальной и душевной сферой человека. Это эмоции, чувства, неосознанные порывы, порывы осознанные и импульсивные. Также это может быть одержимость какой-то идеей. Лихорадка.

Во многих традициях руна ассоциируется с огнем желания и вдохновения, будь то сексуального или творческого. Оно может прорываться самым неожиданным образом и обладает властью как творить и созидать, так и пожирать и разрушать. В качестве подобной силы пламя и представляющая его руна являются одной из первичных сил творения. Сила жизни в скандинавской мифологии рождается из столкновения или соприкосновения льда и пламени, Иса и Кано. В заклинаниях эту руна надо использовать с особой осторожностью.

В своем прямом и перевернутом (обратном) виде она составляет руну Йару. Которая уже относится к стихиям огня и земли.

Перевернутая руна – в гадании негармоничное проявление действия этой руны, слишком сильное или слишком вялое. Неподходящее. В заклинаниях же можно использовать как прямую, так и перевернутую руну – тогда надо учитывать ее направление и согласовывать с ее значением как элемента. Или просто полагаться на чутье и потребность.

Формально говоря, это факел, то есть прирученный огонь. Иногда руну ассоциируют со светом и чуть ли не с Просвещением. Мне это кажется ошибочным. Для меня эта руна – воплощение первопринципа Огня. (Неслучайно это “угол” в противоположность “линии” – Льду, Иса, противоположному первоэлементу!) Есть в ней энергия первопроходца и захватчика, но в целом это нечто движущее человеком и влияющее на него, а не осознанно используемое (имхо, конечно).

“Гебо”. “Дар, Жертва.”

Связь жертвователя и принимающего жертву или подарок. Дар и смысл его, связывающий получающего этот дар. Умение жертвовать. Всегда вопрос КОМУ жертвуешь. И ЧЕГО хочешь. Взаимообязательства. Взаимоотношения вообще. Способность отдарить, отплатить. Момент, когда можно отплатить долг.

Иногда руна символизирует первозданную магическую силу, существующую от рождения богов и богинь и до окончания этого мира. Руна симметрична и графически соответсвует лозунгу “Что вверху – то и внизу”.

В гадании означает подарок судьбы или легкое благоприятное общение.

“Вуньо”.

Руна удачи. Удача может пониматься как дар рожденный, даже приобретенный. Скажем, удача, приобретаемая от подарка удачливого дарителя. Удача предполагает успех в предпринимаемых делах и т.д. Удача, как нечто оцениваемое обществом. Связь с понятием судьбы. Достижение цели. Цель – результат действия.

Также, в более сниженном варианте, то, что доставляет или может доставить человеку наибольшую радость в какой-то период. Это победа в сражении любого рода, процветание в партнерстве, мир и добросердечие рядом. Но в некотором роде это все-таки флюгер – куда ветер повернет, туда он и подует. Так что все эти блага не вечны.

В некотором роде (как конец первого эттира) это окончание одного цикла и ожидание следующего. Это гармоничная и позитивная руна. Удача, успех и слава. Временно, конечно.

Перевернутая руна – отсутствие удачи. Немилость богов. Недвусмысленное восприятие своей неудачи. Грусть и тоска.

“Хагала”. “Град.”

Разрушающая сила. Вне разума и осознанной цели человека. Хагала, лежит между Кано и Иса. Огнем первичным и Льдом изначальным. Некая сила из противоборства двух противоположных принципов.

События обозначаемые этой руной могут происходить внезапно и неожиданно. Они не являются случайными, а происходят благодаря уже свершившемуся.

Когда хотят поучать, говорят, что эта руна символ разрушения старого, которое необходимо для построения нового. На деле это не всегда так уж необходимо. Почему бы просто не признать, что есть на свете силы сильнее нас, которые могут принести нам вред и разрушение. И вовсе не потому, что они сами, или “некто свыше”, хочет из благих побуждений научить нас уму-разуму. Для испытаний у нас есть руна Турс, это же – другое. Это безличное разрушение, с которым ничего мы поделать не можем. И не обязаны выявлять в нем пользу. Иногда что-то действительно сгнило, иногда оказалось просто слабее или в ненужный момент в ненужном месте. Чаще всего, находясь в этой ситуации, вы не сможете “привлечь свое внимание к определенным процессам на уровне глубинной реальности”. Сейчас оно вам и не надо. Потому, хрен с ним. Обо всем этом – о, так сказать, глубинных закономерностях – нам успешненько расскажут другие руны.

“Наутиз”, “Науд”, “Нид”. “Нужда”.

Нужда как потребность, необходимость чего-то и нужда как недостаток чего-то. Связана по смыслу с руной Лагуз, но если та – течение, что выведет само, то здесь присутствует явное принуждение и вынужденность. Часто это необходимость.

Нужда и необходимость, и то, и другое. Или и то, и другое. Любители морализировать находят в этом признак “отхода от пути”. Это вовсе необязательно даже для людей принимающих идею “своего необходимого и конкретного пути”.

Иногда Науд означает “огненный лук”, порождающий “огонь желания”. Кто относится к этому позитивно, кто негативно.

“Иса”. “Лед.”

Это изначальный лед и он является символом извергающегося из Нифльхейма ледяного потока.

Представляется как покой, затишье, пассивность. Но это больше чем покой. Это безмолвие пустоты перед битвой. Это активность смерти. Активность приобщения к покою. Из начала мира эти две противоположности – огонь и лед. Это две активности, а не пассивность – активность.

Некоторые практики видят в Иса физические законы в действии. В их трактовке эта руна выступает как воплощение инертной материи, недвижмой формы, возникающей из неодолимой силы.

Руна льда и холода. Второй первичный элемент нордической мифологической системы мира. (“Линия” Иса в противовес “Углу” Кано.)

Если руна выпадает в гадании, она может означать отдых, иногда вынужленный, некий барьер, а также постоянство.

Йару. “Урожай.”

Цикл, конец цикла. Из двух Кано: жара, факела, лихорадки, тепла и засухи. Тепло, проходящее свой цикл от теплой весны, через жаркое лето, к осени и холоду. И продуктивность такого цикла – урожай. Плодотворные результаты при выполнении действий в правильном порядке и в надлежащее время. Это соответствующее завершение любого процесса. Вернее, конец одного цикла и начало нового.

Смена сезона, времен года. Урок тут в том, что постоянные и цикличные перемены – это естественный закон мироздания. И лучше с ним синхронизироваться. Обычно это именно время урожая, пожинания плодов. Это повторение и возвращение тоже.

Это плодотворное завершение одного цикла, а также причина и результат равновесия двух противоположно направленных сил.

“Эйхваз” Руна Тиса.

Тис, как дерево смерти и бессмертия, сопоставляют с Иггдрасилем. Отражающая, ограждающая сила. Это и мост, и ограда между мирами. Это Проводник, который бывает лишь в маргинальной, чуждой и опасной ситуации.

Как руна, обозначающая ясень Иггдрасиль, она символизирует центральную ось, на которой держится мироздание. В то же время это тайна жизни и смерти, скрытая в дереве тисе.

Середина рунического строя. Она обозначает трансформацию, своеобразный процесс посвящения. Часто она связана с мифологической, мистической смертью. Это не просто прощание неконтролируемое души с телом, а граница мира жизни и мира смерти, того и этого света. И тут может быть всякое. В том числе и контролируемый переход туда и обратно, как в шаманских и других подобных путешествиях. Это скорее связь миров, нежели их разделение. Явных уроков я тут не вижу – каждый опыт, связанный с этой руной, слишком индивидуален.

“Перт”.

Звука [p] в древнегерманском языке не встречается. Потому считается, что и руна эта, или ее имя, откуда-то и как-то заимствованы как и этот звук. Это одна из не самых понятных рун Старшего Футарка.

По смыслу, это мешочек, из которого сыплются игральные кости или вынимаются гадальные руны. Игра случсая. которая не поддается контролю. Это подсознательное, глубинная психика, сновидения.

Иногда эту руну уподобляют чреву Великой Богини, Матери Богов. Здесь Перт проявляет то, что прежде было сокрыто. Это предопределение или судьба, действующие в материальном мире, вводя в существование ранее сокрытые формы. Подсознательное. В большей степени руна связана с женщинами. (Иногда относится прямо к органу женщины – матке.) Иногда полагают, что это женская альтернатива сексуальности Уруз.

Для мужчин эта руна иногда означает возможность поймать удачу и все с этим связанное. Таким образом она становится “руной воина, который постоянно испытывает себя в состязаниях со случаем”.

Обратное положение: Может означать, что повторение старых привычек и сценариев может привести в неприятностям. Может означать душевную тупость и отказ посмотреть в глаза реальности, бывает же естественной защитой человека в критических условиях.

Эта руна редко часто стоит особняком и даже в гадании мало поддается влиянию окружающих знаков.

“Альгиз”. “Осока”. “Лось”.

Совмещает в себе “охранный знак” и символ Мирового дерева. Ограда меж мирами – отсюда защита. Но и возможность путешествия по Мировому древу. Зыбкие границы, не физические, существующего. Например, границы между людьми, ощущающиеся очень отчетливо. Также, быть может – между событиями, явлениями. Перевернутая руна: как сфера – сфера границ, естественной, инстинктивной осторожности.

Руну связывают с Хеймдаллем, который стоит стражем границ между мирами. Это также принципы закона и этики, которые принимаются, с которыми приходится считаться, или брать ответственность за их несоблюдение.

Фрейя Асвинн, известная исследовательница рун и музыкант, видит в этой руне валькирию с обнаженным мечом (приятная женская фантазия 🙂 – воплощение силы, защищающей в бою воинов.

Практики, так называемой, рунической йоги видят в этой руне некую область, куда можно отступить, если есть потребность в безопасности и надежности. Это седьмая руна второго эттира и она воплощает место, в котором можно испытвать боль и стыд и не бояться этого. Попытка взглянуть в лицо страданию и боли также связана с этой руной.

Обратное положение этой руны хорошо характеризует всевозможные “кризисы роста и возраста”.

“Сигель” или “Совелу”. Руна Солнца.

Солнечный диск и солнечный свет. Ясное видение и готовность к достижению цели. Несмотря на возможность произвольного намерения, здесь всегда есть условие соответствия некоему порядку, гармонии. У некоторых проявляется идея борьбы Света с Тьмой. Отсюда “всепобеждающий блеск солнечного света”. При этом, даже в таком рассмотрении символа, имеет смысл “соответствие порядку”.

Руна Солнца, солнечного движения.

Современная традиция также связывает эту рун с молнией, а на более высоком уровне – со вспышкой вдохновения или экстаза. Предполагается, что работа с этой руной способна увеличить духовные и психические способности, укрепить силу духа.

“Тейваз”

Руна бога Тюра.

Тюр – однорукий бог, вложивший свою руку в пасть волку, чтобы его обмануть. Это символ активного действия, захвата, подчинения и контроля. Из уроков тут находят добровольную жертву, внутреннюю потребность чем-то жертвовать. Типично мужская руна. Ас Тюр неизменно восседает на тинге, потому эта руна связана иногда со справедливостью и правосудием. Но часто это справедливость, принесенная на острие клинка.

Активность, Экспансия. Намерение. Утверждение нового, своего порядка. Уверенное лидерство. Но для утверждения и поддержания своего порядка приходится жертвовать собой. Своей формой, подобной стреле, она может указывать на то, что для достижения наибольшего результата надо направлять энергию в верное русло. Важная руна для мужчины.

Эту руну связывают с понятием “острие копья или стрелы” и даже с “путеводной звездой” (в смысле руководящий принципов). Также ее называют руной победы.

В гадании (тут я беру мужские формулировки) руна связана с принятием разумных и справедливых решений, с потребностью в руководстве – как быть наставляемым, так и наставником. У мужчин действительно эта руна бывает связана с жаждой передавать зания и умения. (У женщин это происходит по-другому.) Также руна может указывать на необходимость размыслить об основах и смыслах своего существования (тоже типично мужское занятие). Перевернутая руна Тюра. Неправильное употребление силы, потеря сил. Может быть невозможность ее применения.

“Беркана” “Береза.”

Это руна, связанная с символикой Великой Богини, Великой Матери всего сущего, то есть женского творческого принципа. На деле это скорее рост, чем плодородие. Это растительная, а не животная мощь природы. Это также и связь с “другим” миром. Это скорее Девственница и Старуха, чем Жена. Тайна мира, где человек такое же дитя Матери-Природы, как зверь или дерево. От Матери здесь защита как укрывание, укрытие.

Ошибочно эту руну и березу считают символом плодородия. Плодов-то у березы нету! (Разве что у символа берузу с яблоками – но это уже Мировое Дерево) Это безусловно женская руна, но далеко не единственно связана с плодоносящим аспектом. Это вовсе не целительница-повитуха, помогающая родиться новой жизни, и не роженица, и не муки родов. (Это все трактовки, придуманные мужчинами.:)

(Береза могла выступать как “счастливое” дерево (дерево, не знак), оберегающее от зла, и как вредоносное, связанное с _женскими_ демонами и душами умерших.)

Обратное положение (оно же перевернутое, или можно считать, что перевернутого – нет): Темный лик Богини. Нечто холодное, отстраненно – жестокое. Может быть отрицание мужского.

“Эваз”. Конь.

Движение и ритм. Верный ритм. Правильно выбранное движение. Перевернутая руна. Ошибка в действии, неправильное поведение.

Это символ лошади, в ее энергии и движении. Любители уроков считают, что эта руна – символ силы, как “подарка”, который нельзя использовать во вред, иначе, символ “чистой волшбы”. Все это, впрочем, спорные термины и теории.

Я бы определила эту руну как символ “верного ритма”. Пользуясь языком Алистера Кроули, можно это назвать “желанием, инерцией Вселенной, истинным Желанием”.

Практически все системы толкования значений рун сходятся в том, что основной ее символ – “лошадь”, “конь”. Однако в староскандинавской традиции руна ассоциируется с парой лошадей или парой богов-близнецов. (Лошади как и волки связаны с так называемым близнечным мифом.) Руна лошади также связывается с конем Одина – восьминогим Слейпниром. Эта лошадь могла объезжать различные миры и проникать в другие. И эта руна, связываемая с правильным ритмом, означает и шаманское путешествие, сопровождаемое битьем и стуком в бубен. Путешествие как раз и дающее возможность постигать другие миры.

“Манназ.” “Человек”. “Мужчина”.

Принцип мужской и человеческий. Подчеркивается не “естественный”, “природный” женский принцип, а созидательно-активный, “мужской”. То, что ассоциируется с личностью. Активное творческое или созидательное самоутверждение.

Это символ человеческого мира, Мидгарда. Уроком этой руны считается получение возможности подчинить энергию предыдущей руны сообществу людей, иначе говоря – социализация.

Эта руна описывает комплекс понятий, центром которого является человек. Во времена, когда создавалась система, естественно, речи об отдельной личности вне рода семьи, или дружины быть не могло. Так эта руна связывается с взаимной зависимостью членов общества, с внутренней структурой некоего сообщества.

Также иногда эта руна представляет собой человека, как смертное существо, в отличие от многих других. Осознанное и смертное существо.

Перевернутая руна – Трата контруктивной силы, асоциальное поведение в том числе. Это может быть препятствие какого-то внутреннего характера.

“Лагуз”. “Вода”.

Руна текучести и направления, но то, что само ведет. Эта – не “рост”, скорее “тенденция”. Не обязательно жизненная.

Вода в скандинавском мире считалась источником достатка и плодородия, а также отражением бессознательного и непознанных тайн жизни и смерти. Боги и богини моря дарили и отнимали жизнь мореплавателей с одной стороны, и награждаели богатством и плодородием землепашцев – с другой. Последний являлись пивоварами и пену в пивном чане скандинавы связывали с морской водой и пеной.

Мистический аспект руны воплощает источник Урд, возле которого живут богини судьбы – норны. В нем же покоится глаз Одина, который тот отдал взамен и в уплату за мудрость, которую этоот ас почерпнул из источника.

В гадании эта руна часто предполагает ситуацию, в которой от вопрошающего требуется некая перестройка себя, однако не резкая, а плавная и текучая. Уподобившись воде следует или возможно найти новую форму существования. Поможет тут прежде всего интуиция, а уж потом трезвый рассудок. Руна воды советует также погрузиться в ощущение того, что жив и живешь, отринув от себя как стремление понять, так и попытки оценить происходящее.

Перевернутая – неумение обращаться ни с естественным течением, ни образовывать свое. Это часто некое предостережение.

“Инг”. Руна бога Инга.

Эзотерические рунологи связывают с богом Ингви. Фаллический такой бог, одна из “ипостасей” Фрейра. Может иметь смысл семени – стимула – начала. Также, причины. Интересно рассмотреть знак как две Кано (или даже четыре Кано) или две Гебо.

Руна бога Ингви, или Фрейра, бога плодородия и земледелия. Графически руна соответствует символу вспаханного поля в орнаментах (даже славянских). Считается, что глубокое значение руны заключается в равновесии четырех стихий, или с четырьмя стихиями.

“Оттила, Одаль.”

Пространство, окруженное водой. Космос, окруженный Хаосом. Упорядоченный порядок. Свой участок земли, свое место в этом мире. Свой род – это тоже утверждение того, что “я здесь есть”. Это и благословение предков но и обязанности перед ними. Перевернутая руна – выход за пределы упорядоченного мира. Может быть выход за пределы старого, для установления, утверждения нового.

“Дагаз.” “День”.

Руна яркого дня, Солнца в полдень, середины лета. Неожиданное и значительное изменение, событие. Нужна готовность его принять.

Это пробуждение ото сна и возрождение в ином качестве (или ином мире, что тоже бывает).

В написании данного текста была использована книга “Руны” (М: “Астролокид”,1998). Остальные книги по рунам, выходившие на русском языке оказались менее полезными.

 

Руны ( Автор неизвестен ) :
3.3 (66.67%) 6 голосs

Автор публикации

не в сети 14 часов

Alex

0
Комментарии: 19Публикации: 177Регистрация: 09-12-2016

Добавить комментарий

Вход без регистрации :