Семь Великих тайн Космоса ( Николай Рерих ) :

Николай Рерих :

С Е М Ь   В Е Л И К И Х    Т А Й Н    К О С М О С А

Путник – друг!

Ты начинаешь открывать пути в Космос и Беспредельность.

Ты собираешься выйти на простор космических далей.

Ты, может быть, полагаешь одолеть и космические высоты.

Все это суждено Тебе, все это предстоит Тебе.

Вспомним советы древних:

собираясь в путь, посидим в молчании. Перед шагом в великое будущее припомним прошлое

и осмыслим настоящее.

Подумаем вместе о том, что на протяжении тысячелетий мудрость народов говорила на языке легенд и сознаний. Быть может это знание пригодится в пути.

Тайна первая

ДНИ И НОЧИ БРАМЫ

Если Ты любишь смотреть на небо и звезды,

Если оно поражает Тебя своей гармонией и поражает своей необъятностью, – значит у Тебя в груди бьется живое сердце, значит оно может отзвучать на сокровенные слова о жизни Космоса. Слушай, что говорит первая леген­да о беспредельности, вечности и ритмичности Великого Бытия Вселенной.

С незапамятных времен люди смотрели на звездное небо, благого­вейно любовались мерцанием бесчисленных миров. Величие Космоса по­ражало человека с самого начала его присутствия на земле. Особенно в одиночестве необозримой пустыни или среди нагромождений исполинс­ких гор человек невольно погружался в думы о необъятности Вселен­ной, о беспредельности космического пространства.

Ум человека поражался этой беспредельностью. Но также он никак не мог вообразить Космос предельным. Допустим, что существует где-то предел пространства, то сейчас же возникает вопрос – что же находится за этим пределом? Если не пространство, то что же именно? И каждый раз ум человека вынужден признать – Космос не может иметь пределов, космическое пространство простирается во все стороны бес­предельно…

Но и вполне постичь беспредельность человеческий ограниченный ум тоже не в состоянии. Так и остается Космическая Беспредельность страшным понятием, перед которым немеет разум человека…

Дума о беспредельности Космоса в постранстве невольно вызывала мысль и о Вечности его во времени. Так возникли древнейшие из древ­них вопросы: было ли когда-то начало Вселеннорй? Будет ли конец ее? Или все это существует от вечности? И люди уходили в пустини, уда­лялись в горы – становились отшельниками, чтобы никто не мешал им сосредоточиться на размышлениях о коренных вопросах Бытия. И они думали, думали, думали …

И вот космические тайны стали постепенно раскрываться перед ни­ми. Напряженное, сосредоточенное постоянное мышление тех, кто отка­зался от удовольствий обычной жизни ради познания тайн Космоса, притягивало пространственную мысль – они начинали слышать Голос Безмолвия… “Было время, когда не было н и ч е г о!”

Об этом времени повествуется в гимнах Риг-Вед, в одном из древ­нейших памятников мировой литературы. Вот фрагмент одного из этих гимнов:

Ничто не существовало: ни ясное Небо, ни величья свод,

Над Землею простертый. Что же покрывало все?

Что ограждало? Были ли то бездонные глубины вод?

Не было смерти и бессмертия не было. Не было границ между днем и ночью. Лишь Единый в своем дыхании без вздохов, и ничто другое не имело бытия. Царил мрак, и все было сокрыто изначала в глубине мрака – Океана бессветного.

О том же говорит отрывок из еще более древней “Книги Лзиан”: Не было ничего. Едина Тьма наполняла Беспредельное все. Не было време­ни, оно покоилось в Бесконечных Недрах Продолжительности. Не было Вселенского Разума, ибо не было существ, чтобы вместить его. Не бы­ло ни Безмолвия, ни звуков, ибо не было слуха, чтобы ощутить его. Не было ничего, кроме нерушимого вечного дыхания, познающего сеья. Лишь единая форма существования, беспредельная, ьесконечная, бесп­ричинная простиралась, покоясь во сне, лишенном сновидений: жизнь бессознательная пульсировала в Пространстве Вселенной.

В этих двух фрагментах древнейшей запечатленной мысли челове­ческой говорится о времени, когда Космоса еще не было, когда “ничто не существовало”. Значит, когда-то было начало Вселенной. А если было начало, то должен быть и конец. Ведт все, что рождается, долж­но умереть. Если было время, когда Космоса не было, то придет час, когда его снова не станет.

И легенды утверждают, что Космос рождается к бытию, существует определенное ограниченное время, а затем снова растворяется в небы­тие. В сказаниях древней Индии период существования Космоса назван “Веком Брамы” или “Великой Манвантарой”. Для выражения длительности этого периода в нашем исчислении требуется 15 цифр. И хотя Космос существует на протяжении столь невообразимо долгого времени, что оно кажется нескончаемым, все же это время ограничено – наша Все­ленная не вечна.

Столько же времени продолжается и “Великая Вечность Небытия”, названная “Маха (великой) Пралайей”, то есть всемирным растворени­ем. Затем Вселенная вновь воскресает к новой Космической жизни, к новому веку Брамы. Так продолжается без начала и конца чередование великих периодов Жизни и Смерти Космоса. В сменяющихся циклах Бытия и Небытия – Вселенная вечна! Она периодична в непрестанном появле­нии и исчезновении Миров – и вечна в целом. Число Манвантар беспре­дельно – никогда не было первой Манвантары, так же как никогда не будет последней.

Великий Космос проявляется к жизни и растворяется в небытие со­вершенно так же, как рождается и умирает микрокосмос – человек. Аналогия здесь полная . Она распространяется и дальше. Как человек каждуб ночь испытывает “малую смерть”, засыпая и просыпаясь утром, также бывает “Ночь” Вселенной, когда умирает только все живущее, а весь мир не исчезает, но остается в спящем состоянии. На “Утро” же все снова оживает. Это повторение периодов сна и бодрствования в Космосе можно сравнить со сменой зимы и лета в природе.

В терминологии древнеиндусской философии период космической де­ятельности Вселенной, когда “Космос бодрствует”, когда все сущее живет, назван “ДНЕМ БРАМЫ” или малой Манвантарой. А то время, когда Космос “спит”, названо “НОЧЬЮ БРАМЫ” или малой Пралайей. Говорится, что длительность Дня Брамы составляет четыре с лишним миллиарда лет; столько же продолжается и Ночь Брамы. 360 Дней Брамы и 360 Но­чей Брамы составляют один Год Брамы, а сто годов Брамы – уже извес­тный нам Век Брамы. Таково исчисление Космического календаря!

Чередование активности и пассивности в Космосе отражается в пе­риодичности всех проявлений природы. Во всем можно различать Ман­вантары и Пралайи. От мельчайших явлений до смены миров можно ви­деть этот величественный закон. Он действует в биении сердца и в ритме дыхания; ему подвержены сон и бодрствование, смена дня и ночи

– так же как фазы Луны и чередование времен года. Рождение и смерть всего живого посторяется вечно. Природа как и весь Космос проявляет себя в бесконечной смене, в вечном ритме. Человек и его планета Земля, солнечная система, Вселенная в целом – все в Космосе имеет свои периоды деятельности и отдыха, жизни и смерти.

Среди млечного пути звезд рождение и смерть миров вечно следует одно за другим правильной чередой в торжественном шествии Космичес­кого Закона. Так повествует легенда о Первой Тайне Космоса – о ве­ликом космическом ритме Бытия и Небытия.

Тайна вторая

ПО ТУ СТОРОНУ КОСМОСА (ПАРАБРАМАН)

Ты познал тайну о великом Космическом Ритме. Ты теперь знаешь о вечной смене циклов Вселенной. Ты захочешь уз­нать и дальнейшее:

Что же устанавливает длительность этих периодов?

Что же дает импульс повторным рождениям Космоса из Небытия?

Слушай, что расскажет об этом легенда.

В древнеиндусской книге “Вишну-Пурна” есть такое место: “Не бы­ло ни дня, ни ночи, ни земли, ни тьмы, ни света, ничего, кроме Еди­ного, непостижимого разумом, или Того, что есть Парабраман”.

Вспомним такие фрагменты из первой легенды, в которых говорится о “Едином в его дыхании без вздоха” и о “Нерушимом Вечном Дыхании, не знающем себя”.

Эти отрывки говорят о том, что во время Маха Пралайи, когда все сущее растворилось в небытие, все же остается существовать нечто Нерушимое. Это есть Великий Космический Принцип, беспричинная При­чина Бытия, который после Махи Пралайи вызовет появление Вселенной. Так же как после потухания огня, после его растворения в небитие остается “принцип огня”, который делает возможным повторное прояв­ление огня, вызывающее его к бытию. Этому великому божественному принципу или закону в легендах дано название – “Парабраман” – То, что лежит за Браманом, что находится по ту сторону Брамана-Космоса.

Это Единое и Бесконечное Начало существует от Вечности, являясь пассивным либо активным в регулярной и гармонической последователь­ности. При начале периода деятельности совершается распространение этого Божественного Начала – и видимый мир является конечным ре­зультатом длинной цепи космических сил, последовательно приведенных в движение. Так же, когда наступает возвращение к пассивному состо­янию, происходит сокращение Божественного Начала и предыдущее сози­дание постепенно и последовательно растворяется. В другой Древней Книге об этом сказано так: “Выдыхание непознаваемого Начала рождает мир, а вдыхание заставляет его исчезать. Этот процесс продолжается извечно, а наша Вселенная есть лишь одна из бесконечных серий, не имеющих ни начала, ни конца.”

Эта величественная причина всего сущего легендами древности по­лагалась в основу мироздания. Все древние народы поклонялись этому Божественному Началу под разными наименованиями, соответствующими каждому народу, каждой стране. Вот как славословит это великое по­нятие один из гимнов Абсолюту-Парабраману:

Ты – Един, начало всех чисел и основа всех построений.

Ты – Един, и в тайне Твоего Единства теряются мудрейшие из людей, ибо они не знают его.

Ты – Един и Твое Единство никогда не умаляется и никог­да не расширяется и не может быть изменено.

Ты – Един, но не как элемент исчисления, ибо Твое Един­ство не допускает умножения, изменения или формы.

Ты – существуешь, но в Себе Одном, ибо никто другой не может существовать с Тобой.

Ты – существуешь прежде всех времен и вне всякого мес­та.

Ты – существуешь и Твое существование так глубоко и сокровенно, что никто не может проникнуть в Твою Тайну и от­крыть ее.

Ты – жив, но вне времени, которое можно установить или знать.

Ты – живешь, но не силою духа или души, ибо Ты есть сам Душа всех Душ!

Во всех легендах и гимнах указывается, что этот Вездесущий Веч­ный Беспредельный и Непреложный Принцип превышает мощь человеческо­го понимания. Он может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Поэтому считается, что никакие рассуждения о нем не­возможны. Так Сократ неизменно отказывается обсуждать тайну Мировой Сущности. Абсолют есть Беспредельность, поэтому всяческие суждения о Нем неизбежно будут лишь ограничениями Его. Величие и красота Беспредельности не укладывается ни в нашем ограниченном представле­нии, ни в наших терминах, и должны оставаться в пределах Несказуе­мого. Поэтому Непознаваемая Причина Космоса остается Величайшей Тайной, навсегда непостижимой. Мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Абсолюта, этой вечно невидимой Души Кос­моса.

Во всех легендах Парабрамат или Абсолют являются чисто философ­ским понятием – принципом, законом или началом, на котором зиждется Бытие, Небытие Космоса. Но служители религий персонифицировали это философское понятие, переделав его в идею “Единого Бога”, “Творца Земли и Неба”. Таким умалением это великое понятие было низведено до бога-личности, до “Властелина Вселенной”. Этот личностный бог обладает уже определенным характером: он сердится, карает, награж­дает. Но его можно и умилостивить, особенно если произносятся опре­деленные жертвы слугам его… Да, такого “бога” древние легенды не знают.

Так повествует легенда о Второй Тайне Космоса – о Вечном и Не­изменном Божественном Начале Вселенной.

Тайна третья

СТРОИТЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ

Ты уже имеешь понятие о Парабрамане, Ты знаешь, что дает импульс началу каждой новой Манвантары. Но каким же образом рождается Космос после Маха Пралайи? Воз­никает ли сам собою, без какойлибо посторонней помощи? Или кто-нибудь его моздает, строит?

Послушай, что говорят об этом легенды.

… Кончается Космическая Ночь. Вечный и незыблемый Закон, ко­торый производит чередование великих периодов Деятельности и покоя Вселенной, дает импульс пробуждения Космоса к жизни. Занимается за­ря новой Манвантары.

Чем же начинается Великое зарождение Космической жизни? Когда пробил час, из неведомого и непознаваемого Абсолюта-Парабрамана, из Беспричинной Причины всего сущего – первым к Бытию возникает Пер­вопричина Космоса, Великая Божественная Сущность, именуемая – ЛО­ГОС.

Это взятое из древнегреческой философии наименование выражает идею древней легенды: ЛОГОС – это первое СЛОВО, раздающееся из Без­молвия. Это первый Звук, посредством которого начинается Вселенная. Это вибрация или движение Божественной Энергии, которая является одновременно и светом, ибо Свет есть движение Материи. Этот Свет означает также Божественную Мысль, которая дает начало дальнейшему процессу созидания Вселенной.

Затем появляются другие Великие Существа – это те, кто завершил свою человеческую эволюцию в прошлой Манвантаре на той или иной планеье, в той или иной солнечной системе – так называемые Плане­тарные Духи, Созидатели Миров. С началом новой Манвантары эти могу­чие Духи становятся ближайшими сотрудниками Космического Логоса.

Таким образом, проявленный Логос начинает руководить целой Ие­рархией сознательных Божественных Сил – духовных разумных Сущнос­тей. В этой Иерархии каждое Существо имеет определенную задачу в строительстве и управлении Космосом на протяжении его существова­ния.

Иерархическое Начало есть Космический закон, есть ведущий прин­цип в Космосе, поэтому каждая Вселенная, Мир или Планета имеет сво­его Иерарха. Всегда есть Высшее Духовное Существо, принимающее на себя ответственность за планету на целую Манвантару и стоящее во главе своих высоких Собратьев.

Прежде чем начать работу над своей Вселенной, Логос создает на плане Божественной Мысли проект всей системы Вселенной, какой она должна быть с начала и до своего конца. Он создает на этом плане все “прообразы” сил и форм, эмоций, мыслей и интуиций, и определя­ет, как и через какие стадии каждый из них должен осуществиться в эволюционной схеме Его системы.

Таким образом, до возникновения Вселенной вся ее целостность заключается во Вселенском Разуме Логоса, существует в Нем как идеал

– все, что в течение последующего процесса строительства выливается в объективную жизнь. Все эти прообразы, будучи плодами предшествую­щих миров, служат посевом для будущего мира.

Среди многочисленных Иерархий Творческих Сил, подчиненных Лого­су, находятся обширные сонмы Строителей, которые строят все формы по этим идеям, пребывающим в сокровищнице Логоса, Мировом Разуме. Так эти строители созидают или, скорее, воссоздают каждую “Систему” после “Ночи”.

Логос является “Творцом” Вселенной в смысле, употребляемом, когда говорится о зодчем как о “Творце” здания, хотя этот зодчий никогда и не дотронулся ни до единого камня его, но начертал план, предоставив всю ручную работу каменщикам.

Древние космогонические сказания Востока повествуют, что Все­ленная после Пралайи строится очень медленно, постепенно, в течение многих сотен миллионов лет, и что над созданием Космоса трудятся сонмы разумных существ – от великих божественных Зодчих до рядовых каменщиков. Кто может вычислить, сколько эонов потребовалось на оформление одной только нашей крошечной Земли? Не растянется ли это “творение” на сотни миллионов лет только для нашей планеты?

Так повествует легенда о Третьей Тайне Космоса – о великой Ие­рархии Творческих Сил Вселенной.

Тайна четвертая

СОЗДАНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ МАТЕРИИ

Ты уже знаешь, что с зарей Манвантары начинается сози­дание Космоса.

Тебе уже известно, что Вселенная строится по плану Ло­госа. Ты даже узнал кое-что об Иерархии Космических Строителей.

А теперь послушай, что говорит легенда о Космической Материи – из нее создаются Миры.

С зарей новой Манвантары начинается первый из трех этапов вели­ких деяний Логоса и руководимой им Иерархии Строителей. Это – сози­дание материалов, из которых потом будет строиться Вселенная.

Первичным материалом или “сырьем” для Космической Материи явля­ется Предкосмическая Субстанция – непроявленная девственная мате­рия. В восточных легендах она называется Мула-Пранкрити, что значит Корень Материи. Мула-Пранкрити, будучи аспектом Парабрамана, вечна и существует также во времени Пралайи. Эта “растворенная” материя – невообразимо разряженная субстанция. Из нее создаются все виды Кос­мической Материи – от тончайшего до самого грубого.

Легенды различают семь состояний Космической Материи – семь степеней тонкости ее. Подобнео тому как пар, вода и лед являются тремя состояниями одного и того же вещества нашего физического ми­ра, так же существует семь состояний Космической Духо-Материи. Из них только седьмое – самое низшее, самое грубое состояние – видимо физическим глазом: это материя нашего физического мира. Шесть выс­ший состояний невидимы и нашим физическим чувствам недоступны.

Каждая из семи градаций Космической Материи состоит из атомов, различных для каждой градации. Атомы первого, самого тонкого, сос­тояния Духо-Материи создаются следующим образом7

Энергия Логоса (называемая в легендах Фохатом) вих­ревым движением невообразимой быстроты “просверливает дыры” внутри Предкосмической Субстанции. Эти вихри жиз­ни, облаченные в тончайшую оболочку из Предкосмической Субстанции, и суть первичные атомы. Такие атомы пред­ставляют собой в субстанции “пустоты”, заполненные энер­гией Логоса.

Каждое из семи состояний Космической Материи образует свою осо­бую Космическую Сферу, свой особый план или Мир. Бесчисленные мири­ады первичных атомов и их комбинации образуют Духо-Материю высочай­шей или первой сферы, называемой “МИРОМ БОЖЕСТВЕННЫМ”.

Затем Логос строит атомы следующей, второй, сферы вокруг неко­торых атомов первой сферы, образуя спиралевидные вихри из грубейших комбинаций той же сферы. Эти более грубые атомы образуют Космичес­кую Материю второй сферы, называемой “МИРОМ МАНОДИЧЕСКИМ”. Атомы всех следующих состояний Духо-Материи создаются аналогично атомам второй сферы.

Об этих двух наивысших Космических Сферах легенда говорит как о недоступных нашему пониманию, поэтому о них ничего неизвестно.

Кое-что известно о следующих двух сферах – третьей, называемой “Миром Духа” или “МИРОМ НИРВАНЫ”, и четвертой, называемой “Миром Блаженства” или “МИРОМ ИНТУИЦИИ”.

Значительно больше известно о пятой и шестой сферах – это уже сферы и планы, доступные человеку. Пятая называется “МИРОМ ОГНЕН­НЫМ”, также “Миром Мысли” или “Миром Ума”, а шестая – “МИРОМ ТОН­КИМ” или “Миром Чувств, Эмоций, Желаний”. Уже сами названия этих Миров показывают, что они являются “человеческими”. О них будет рассказано в других легендах. Последняя же седьмая сфера – это наш физический мир, в котором мы живем. В Космогонических легендах он называется “МИРОМ ПЛОТНЫМ”.

Каждая сфера – это область, заключающая в себе Духо-Материю, в основе всех комбинаций которой лежат определенного вида атомы. Эти атомы – однородные единицы, оживленные жизнью Логоса, скрытые под большим или меньшим числом покровов, в зависимости от сферы, кото­рой они принадлежат.

Во внутренних силах, которые скрыты в Духо-Материи физического мира, как бы завернуты в ней, коренится возможность эволюции. Весь процесс эволюции есть ни что иное как развертывание этих сил. В действительности идея эволюции может быть выражена в одной фразе: это скрытые потенциальности, становящиеся активными силами.

Слово “Духо-Материя” указывает на то, что в мире нет такой вещи как “мертвая материя”. Вся материя живет, тончайшие частицы ее суть жизни. Нет духа без материи и нет материи без духа. То и другое со­единено вместе на протяжении всей жизни. Материя есть форма, и нет формы, которая не служила бы выражением жизни. Дух есть жизнь, и нет жизни, которая не была бы ограничена формой. Даже Логос, Вер­ховный Владыка Жизни, проявляясь, облекается во Вселенную, которая и служит для Него формой. То же самое повторяется везде вплоть до мельчайшего атома.

После того как построены атомы каждой из семи Космических Сфер, Логос создает в них подразделения (“подиланы”), которых в каждой сфере – семь. Для этого атомы стягиваются в группы из двух, трех, четырех и т.д. атомов. Первое тончайшее подразделение каждой из се­ми сфер состоит из простых основных атомов, тогда как все прочие подразделения – из комбинаций этих атомов. Так, в физическом мире первое подразделение состоит из простых атомов; второе образуется из довольно простых комбинаций однородных атомов – электромагнитное состояние физической материи. Третье подразделение образуется из более сложных комбинаций атомов; это – световое состояние материи или “эфир”. Четвертое – из еще более сложных: это – тепловое состо­яние материи или “огонь”; пятое подразделение состоит из еще более сложных, рассматриваемых химиками как газообразные атомы химических элементов, которые в этом подразделении получили определенные наз­вания; это – газообразное состояние материи или “воздух”. Шестое подразделение – это жидкое состояние материи, “вода”, а седьмое состоит из твердых веществ – это “земля”.

Жизнь или сознание Логоса проявляется как род энергии, род виб­рации; все зиждется на вибрациях. Вселенная состоит из вибраций ис­текающей Божественной Жизни, они облекаются в основные формы мате­рии, из которых развивается все многообразие, материя, образующая объективный мир, есть эманация Логоса, ее силы и энергия – суть то­ки Его Жизни. Он – Источник и Конец Вселенной, ее причина и ее цель. Он во всем и все в нем.

Так повествует легенда о Четвертой Тайне Космоса – о построении семи Сфер Космической Материи.

Тайна пятая

РОЖДЕНИЕ ПЛАНЕТ

Если Ты знаешь о Строителях Космоса, если Ты знаешь о Материалах, из которых он строится – наверное, Те­бе захочется узнать, как создаются солнечные системы. Так слушай древнее сказание.

Как на Небе, так и на Земле основание бытия проникает все су­щее. Именно эта основа помогает понять Иерархию Беспредельности и создание Миров.

У кого же появится сомнение, что в каждом земном предмете выра­жается чья-то воля? Без воли не создать замного предмета и не при­вести его в движение; так на Земле – значит так же и в Высшем Мире. Планета, как земная твердыня, так и целые системы небесных тел, также нуждаются в импульсе воли.

Такая воля особенно понятна, но даже средняя человеческая воля может быть как микрокосм примерный. Если принять среднюю человечес­кую волю за единицу при высшей напряженности, то можно вычислить силу импульса воли планетарной. Даже можно ринуться в бесчисленное количество путей, чтобы представить импульс воли системы. Так поз­нается Вселенная Несказуемого.

Первозданная Космическая Материя находится в пространстве в разряженном состоянии. Из этого хаотического звездного вещества во­ля Логоса и Его Сотрудников создает миры и приводит их в движение.

Как зачинаются небесные тела, о том знает простая молочница. Хозяйка, сбивая масло, уже познала тайну миров. Но прежде чем прис­тупить к пахтанию, хозяйка послала об этом свою мысль. Также она знает, что из воды не получить масла. Она скажет, что можно пахтать молоко или яйцо, тем самым она уже знает о материи, содержащей жиз­ненную энергию. Также молочница знает, насколько полезно спиральное вращение. Таким образом, только от соединения мысли и пахтания сла­гается полезная масса, затем происходит и сыр, уже с зачатками на­селения. Не будем улыбаться такому микрокосмосу – та же энергия вращает и системы миров; нужно только твердо осознать значение мыс­ли, значение Великой Энергии. Та ее энергия сияет в сердце каждого человека.

По аналогии получения из молока куска масла познается и Космо­гония. Мысле-Энергия Логоса вонзается в лученосное вещество и вра­щательным движением создает Центр Сил, вокруг которого нарастает Космическая Маиерия. Таким образом, первичная дифференциация мате­рии представляется в сгустках и комках, наподобие оттвораживания в жидком молоке. Так Логос зачинает миры, так происходит “Пахтание Космического Млечного Океана”. Миры создаются из “Звездного Вещест­ва”, которое сварачивается и распространяется молочно-белыми сгуст­ками в глубинах Пространства.

Энергия Логоса дает взвихренной Космической Материи импульс ус­тремления к форме и начальное движение. Это движение поддерживается и регулируется никогда не отдыхающими Иерархами, Планетарными Духа­ми. Огненный вихрь раскаленной космической пыли магнетически следу­ет подобно железным опилкам, притягиваемым магнитом, за их направ­ляющей мыслью. Космическая Материя проходит через все шесть стадий затвердевания, становится сфероидальной и заканчивается, преобража­ясь в шары.

Рожденное в неизмеримых глубинах Пространства из однородного элемента, каждое ядро Космической Материи начинает жизнь при самых враждебных обстоятельствах. На протяжении ряда бесчисленных веков оно должно завоевать себе место в Беспредельности. Оно устремляется в пространство и начинает вращаться в глубинах бездны, чтобы укре­пить свой однородный организм посредством накопления и добавления дифференцированных элементов. Так оно становится кометой.

Это ядро вращается между плотными и уже неподвижными телами, двигаясь прыжками и устремляясь к точке или центру, который привле­кает его. Подобно кораблю, вовлеченному в канал, усеянный рифами и подводными скалами, оно старается избежать другие тела. Многие по­гибают, их масса разлается в более сильных массах. Те, кто движется медленно, рано или поздно осуждены к уничтожению. Другие избегают гибели в силу своей скорости.

Достигнув своей цели – подходящего места в пространстве – коме­та теряет свою скорость и, следовательно, свой огненный хвост. Здесь “Огненный Дракон” оседает для спокойной и организованной жиз­ни как уважаемый гражданин звездной семьи. Таким образом, сгустки (Мировое Вещество) становятся сначала Странниками-кометами; кометы становятся звездами, и звезды (центры вращения) – солнцами, чтобы охладиться до степени обитаемых миров (планет).

Идея эволюции, аналогичной, если не тождественной, эволюции Дарвина, идея борьбы за существование и первенство и “переживание сильнейшего” принадлежит глубокой древности. Непрестанные битвы между звездами и созвездиями, между лунами и планетами. “Великие Войны в Небе” в Пурнах; “Войны Титанов” у Гезиода и других класси­ческих писателей, и даже битвы в скандинавских легендах – все они относятся к Небесам, к астрономическим и теогоническим битвам и к приспособлению небесных тел. “Борьба за существование” и “пережива­ние сильнейшего” верховно царствовали с момента проявления Космоса и бытия. Древние рассуждали о творении и развитии мира совершенно по Дарвинскому методу, опередив его и школу, что касается до естес­твенного отбора, постепенного развития и трасформации видов.

Не обошлось, как говорят легенды, без борьбы и в нашей Солнеч­ной Системе. Существует целая поэма, описывающая прагенетические битвы между развивающимися планетами перед завершительной формацией Космоса. Вот содержание одной из таких легенд.

Восемь сыновей были рождены из тела Матери-Пространст­ва, восемь домов были построены Матерью для восьми Бо­жественных Сыновей – 4 больших и 4 меньших. Восемь блистающих Солнц соответственно их возрасту и достон­ству.

Владыка Солнца был неудовлетворен, хотя его дом был наибольшим. Он начал работать, как это делают огромные слоны. Он втянул в чрево свое жизненные дуновения своих братьев. Он пытался поглотить их. 4 больших находились далеко на крайнем пределе своего царства – Планетной Системы. Они не были затронуты и смеялись: “Делай все, что в силах твоих, Владыка, ты не можешь достичь нас”. Но меньшие плакали. То, что могло оказать слабое воз­действие на Нептуна, Сатурна и Юпитера, уничтожило бы такие сравнительно малые “обители” как Меркурий, Вене­ра, Марс. Они пожаловались Матери. Она послала Солнце к центру своего царства, откуда оно не могло сдвинуть­ся. С тех пор оно лишь сторожит и угрожает. Оно пресле­дует своих братьев, медленно обращаясь вокруг себя. Планеты стремительно отворачиваются от Солнца, и оно издали следит за направлением, в котором движутся братья его вдоль тропы, окружающей их обиталища.

Согласно легенде, первое концентрирование Космической Материи началось вокруг центрального нуклеуса, своего Солнце-Отца. Но наше солнце просто отделилось раньше, нежели все остальные во время сжи­мания вращающейся массы, и потому является их старшим “братом” и наибольшим, но не “отцом”. Солнце и планеты суть лишь единоутробные братья, имеющие то же туманное начало.

Развившись из Космического Пространства, Солнце, как говорит легенда, перед окончательным образованием первоначальных кольцеоб­разных планетарных туманностей, втянуло в глубины своей массы всю космическую жизнеспособность, какую только могло, угрожая поглоще­нием и своим слабейшим “братьям”.

Согласно легендам, все миры и планеты являются индивидуальными существами. Они должны исполнить свои обязанности, они имеют свои периоды болезни и здоровья, рождения и зрелости, упадка и смерти. Они являются настоящими плотными домами одушевляющих Разумом Плане­тарных Духов. Каждое небесное тело есть храм одного из Божественных Существ – каждая звезда есть священная Обитель. Они называются так­же “Небесными Улитками”, ибо бесплотные (для нас) Разумы, невидимо обитающие в своих звездных и планетных жилищах, в их вращении носят их с собой подобно улиткам.

Так повествует древнее сказание о Пятой Тайне Космоса – о соз­дании Солнечных Систем.

Тайна шестая

КОСМИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ ЖИЗНИ

Тебе уже известно, как создаются Материалы, из кото­рых строятся Миры. Ты узнал, как эти Миры вызываются к Бытию. Теперь бросим взгляд на покрывало, скрывающее тайны жизни на этих Мирах. Процесс созидания Космичес­кой Материи происходит в течение бесконечных веков.

Когда эволюция Материалов достаточно продвинулась, тогда из Логоса начинает исходить вторая великая Кос­мическая Волна. Она дает импульс эволюции ЖИЗНИ.

Когда эволюция Материалов достаточно продвинулась, тогда из Ло­госа начинает исходить вторая великпя Космическая волна. Она дает импульс эволюции ЖИЗНИ.

Что такое жизнь? Это – энергия Логоса, которая из материи всех семи сфер строит формы для своего проявления. Это – та сила, кото­рая на некоторое время соединяет химические элементы, образуя из них живые организмы. Эти формы строятся из всевозможных комбинаций ранее созданной Космической Материи. В строительстве их принимает участие бесчисленное множество сонм Сущностей, именуемых Строителя­ми, в том числе так называемые Духи Природы.

Каждая форма существует до тех пор, пока жизнь Логоса удержива­ет материю в этой форме. Теперь впервые возникают явления рождения и роста, увядания и смерти. Организм рождается, потому что жизнь Логоса имеет совершить определенную эволюционную работу в нем. Он растет по мере того, как эта работа идет к своему завершению. Он проявляет признаки упадка, когда Логос медленно извлекает Жизнь из него, ибо жизнь выросла настолько, насколько это было возможно в данном организме. Последний умирает, когда Логос извлечет из него Жизнь.

То, что нам представляется смертью организма, есть ни что иное как удаление из него Жизни. В течение некоторого времени эта Жизнь будет существовать вне низшей материи, в соединении со сверхфизи­ческой, более тонкой. Когда Жизнь покидает организм, и последний умирает, опыт, добытый при его посредстве, сохраняется. Этот опыт в виде новых навыков переправляется в новые созидательные способнос­ти, которые обнаружатся при последующих усилиях Жизни создать новый организм.

Хотя растение умирает, Жизнь, которая его сотворила и побуждала реагировать на воздействие окружающего, не погибает. Когда роза вя­нет, мы знаем, что из нее ничего не пропадает; каждая частица ее материи продолжает существовать, ибо материя не может уничтожиться. То же происходит и с Жизнью, которая создает розу из химических элементов. Она временно отступает, чтобы заменить старую, вновь проявиться и построить новую розу. Опыт, котрый она приобрела отно­сительно лучей солнца, бурь и борьбы за существование в первой ро­зе, используется ею для построения другой розы. Новая роза будет лучше приспособлена к жизни и к распространению своего вида.

В природе не существует того, что называется смертью, если под смертью понимать растворение в небытие. Жизнь на время удаляется в свою сверхфизическую среду, сохраняя в виде новых способностей творчества результаты опыта, через который она прошла. Формы, кото­рые возникают и погибают одна за другой, представляют из себя как бы двери, через которые Жизнь то проявляется, то исчезает со сцены эволюции. Ни одна доля опыта не теряется, так же как не теряется ни одна частица материи. Сверх того, эта Жизнь эволюционирует, и ее эволюция происходит посредством формы. Жизнь подлежит эволюции – это значит, что она становится постепенно все более сложной в своих проявлениях.

Жизнь по мере развития проходит через различные ступени. Она образует последовательно семь царств природы: сперва три элементар­ных, затем минеральное, растительное, животное и, наконец, челове­ческое. Эти семь стадий эволюции Жизни, начиная от первого элемен­тарного царства до человеческого, называют “Жизненной Волной”. Та­ким образом, Жизнь существует не только в человеческом, животном и растительном царствах, но и в кажущейся мертвой материи минералов и в организмах невидимой материи ниже минералов и выше человека. Но и человечество не является последней ступенью эволюции Жизни – ее развитие идет дальше.

В мирах Огненном и Тонком первые три ступени Жизни Логоса назы­ваютсяЭлементарной Эссенцией. В течение долгого периода времени, называемого Цепью, она прежде всего проявляется в высших подпланах Мира Огненного и называется Первой Элементарной Эссенцией. Когда наступает конец Цепи, она возвращается к своему источнику, Логосу, от которого вновь происходит в начале новой цепи, для одушевления низших подпланов Мира Огненного. В этой стадии она называется Вто­рой Элементарной Эссенцией. И тогда она начинает работу второй Це­пи, сохраняя в себе все переживания первой Цепи в виде наклонностей и способностей. В следующей Цепи она становится Третьей Элементар­ной Эссенцией и одушевляет Материю Мира Тонкого.

Комбинации Материи Мира Огненного и Тонкого имеют целью вызвать в Материи этих миров пластичность, способность облекаться в органи­зованную форму, дабы действовать как единицы и постепенно развивать все большую устойчивость в материалах, формирующихся в определенные организмы. Элементарная Эссенция отливается в разнообразные формы, существование которых длится некоторое время, после чего они распа­даются на составные части.

Продолжая “спускаться в материю”, жизнь Логоса, одушевляющая Тонкую Материю, одушевляет затем Материю Плотную (физическую). Пер­вым действием этого нового воодушевления является способность хими­ческихэлементов различно соединяться друг с другом. Во время первой Великой Космической Волны действием Логоса были сотворены водород и кислород, но лишь с проявлением второй Космической Волны два атома водорода могут соединяться с одним атомом кислорода, чтобы образо­вать воду.

Так под воздействием Логоса возникает физическая материя. Под Его руководством появляется минеральное царство, готовое построить плотную землю. Излитая жизнь Логоса, достигнув физического мира, начинает стягивать эфирные частицы и соединять их в эфирные формы, внутри которых движутся жизненные токи. В эти формы вносятся пост­роения из более плотного материала, служащие основой для первых ми­нералов. Следуя законам ритма и красоты, материя начинает кристал­лизоваться с математической точностью. Работа Жизни происходит че­рез посредство физических форм согласно Великому Плану. В этой ка­жущейся неподвижной материи все время работает Логос. В минералах идет работа Жизни, хотя и стесненная, замкнутая и сдавленная.

Первые царства Жизни – три ступени Элементарной Эссенции, про­являющиеся в Мирах Огненном и Тонком, есть инволюция Жизни. Она опускается из более тонких сфер Духо-Материи в более плотные. Мине­ральное царство есть самая низшая, поворотная ступень. Здесь Жизнь проявляется минимально – она почти незаметна. От этой ступени начи­нается уже эволюция Жизни в точном смысле этого слова.

После своего наиболее глубокого погружения в материю минераль­ных царств Жизнь Логоса поднимается в следующее великое Царство Жизни – растительное. В начале этой стадии вещества Земли развивают новую способность становиться оболочками для Жизни, которую могут видеть наши глаза. Химические элементы соединяются в группы, и сре­ди них появляется новая ступень Жизни, которая строит из них про­топлазму. Под руководством Логоса протоплазма преображается и ста­новится с течением времени Растительным Царством.

Когда некоторые из представителей минерального царства достигли достаточной устойчивости формы, развивающаяся Жизнь начинает выра­батывать в растительном царстве большую пластичность формы, соеди­няя это новое свойство пластичности с ранее приобретенной устойчи­востью. Оба эти свойства получают еще более гармоничное выражение в Царстве Животном и достигают своей высшей точки равновесия и гармо­нии в человеке.

Наша жизненная волна до своего вступления в наше планету Землю была в продолжение нескольких веков жизнью, предшествующей Лунной Эволюции. Но на планете Луне жизненная волна появилась на одну ста­дию раньше, чем на планете Земля. Это значит, что человечество пла­неты Земли было животным царством на планете Луне; наше теперешнее животное царство Земной Эволюции было растительным царством на Лу­не; точно также и все остальные царства Лунной Эволюции были на од­ну ступень позади тех же царств Земной Эволюции.

Как произошел переход жизненной волны с Луны на Землю? Когда Луна завершила свой жизненный период, когда все ступени космической жизни на Луне достигли высшей точки своего развития и были готовы перейти на высшую ступень, а тем самым и на другую планету – тогда был создан новый центр планетной жизни, центр будущей Земли. Вокруг этого центра начал формироваться Огненный Мир новой планеты путем переноса его с Луны. Затем был передан Земле Тонкий Мир. Наконец, на новую планету перешли и все эфирные, газообразные и жидкие части Плотного Мира Луны. Это произошло следующим образом.

Новая туманность, на которой возникла Земля, развивалась вокруг центра, который находился приблизительно в том же отношении к уми­рающей планете, в каком сейчас состоят центры Земли и Луны. Но в состоянии туманности это скопление материи занимало гораздо больше объема, чем плотная материя теперешней Земли. Оно распространялось по всем направлениям так далеко, что заключило и старую планету в свои огненные объятия. Температура новой туманности значительно превышает известные нам температуры; благодаря этому поверхность старой планеты нагрелась до такой степени, что вся вода и все лету­чие вещества перешли в газообразное состояние и сделались таким об­разом доступными воздействию на них нового центра притяжения, кото­рый образовался в центре новой туманности. Таким образом, воздух и вода старой планеты были втянуты в состав новой планеты.

Вот почему Луна в настоящем своем состоянии представлет собой бесплодную массу, лишенную воздуха, облаков и воды, необитаемую и неприспособленную для существования каких бы то ни было физических существ. Передав все свои животные начала новой планете, она стала действительно мертвой планетой, в которой со времени рождения наше­го земного шара вращение почти прекратилось. Луна передала Земле все кроме своего трупа.

Луна является сейчас охлажденным отбросом, тенью, влекомой но­вым телом, которому переданы все ее жизненные силы. Она обречена в течение долгих веков преследовать Землю, привлекая свое порождение и будучи сама привлнкаема им. постоянно вампиризуемая своим порож­дением, Луна мстит Земле, пропитывая ее своими губительными, неви­димыми и ядовитыми воздействиями, излучаемыми сокровенною стороною ее природы. Ибо она мертва, но тем не менее, еще живо тело. Частицы ее разлагающегося трупа полны деятельной и разрушительной жизнью, хотя созданное ими тело лишено души и безжизненно. Поэтому ее излу­чения одновременно благодетельны и вредоносны -обстоятельство, на­ходящееся на Земле в параллельфакте, что травы и растения нигде так не сочны, нигде не растут с большей силой, чем на могилах; тогда как именно эманация кладбищ или трупов приносит болезни и убивает.

Прежде чем Земля достигнет вершины своей эволюции, распадение ее матери Луны будет закончено. Та материя, которая все еще держит ее в соединении, превратится в метеорную пыль.

Когда завершится задача нашей планеты Земли, работа развиваю­щейся жизни совершится в царствах следующей, другой планеты. К тому времени задача нашей планеты будет разрешена, и теперешняя Земля станет мертвой планетой, без развивающейся жизни на ней. Она умень­шится в размере благодаря утрате жидкостей и газов, и тогда ее при­тянет новая планета, и она будет следовать за нею как Луна. Каждое царство развивающейся жизни поднимется на одну ступень. Наше тепе­решнее растительное царство на следующей планете будет ее животным царством; наше животное царство начнет жить тогда в качестве чело­века. А наше человечество поднимется на уровень сверхчеловеческий.

Существуют и другие бесчисленные планеты, на которых обитают разумные существа – как в нашей Солнечной Системе, так и вне ее. Так и у них имеется плотный физический мир, тонкая и огненная сфе­ры. Мир Тонкий всех планет вполне отличен от Мира Тонкого нашей Земли. Так же как нет физического сообщения через междупланетное пространство между Землею и другими планетами, так нет тонкого со­общения между Миром Тонким других планет и нашим Тонким Миром. То же можно сказать и о Мирах Огненных.

Венера и Меркурий не имеют спутников, но и они имели “родите­лей”, так же как их имела Земля. Обе эти планеты гораздо старше Земли.

Эволюция Венеры впереди земной на одну ступень. Нужно иметь ввиду, что когда на физической планете благодаря высокой температу­ре и давлению не может быть органической жизни подобной земной, там все же находятся различные виды нефизической эволюции, могущие про­изводить свою работу в Тонком Мире планеты.

Благодаря тому, что эволюция Венеры на одну ступень впереди Земли и что среднее человечество Венеры приближается к уровню адеп­тов, на помощь обитателям планеты Земли при ее начале пришли Адепты Венеры в качестве Владык, Ману, Будд и других Великих Вождей эволю­ции.

Итак, планета Земля является порождением и созданием Луны – ее воплощением, так сказать. Завершившая же свой жизненный период Луна умерла – вступила в свою Пралайю. Планеты действуют в небесах по­добно человеку на Земле. Они порождают себе подобных.

Зарождение человечества на нашей планете представляет собой на­чало третьего этапа Великой Космической Жизни. Существует три эво­люционных потока: ПЕРВЫЙ – эволюция Материи (Духо-Материи) – это есть образование материалов; ВТОРОЙ – эволюция Жизни и Формы – это можно назвать построением дома из ранее созданных материалов; ТРЕ­ТИЙ – эволюция человечества, эволюция самосознания – это есть рост обитателя построенного дома.

Развитие минерала в растение и растения в животное – это стадия второго эволюционного потока. Переход же от животного к человеку – это уже начало новой ступени, начало нового(третьего) эволюционного потока. Человечество представляет собой новый поток и сознания Бо­жественной Жизни, совершенно отличной от того потока жизни, который оживляет царства ниже человеческого. Потому животное не становится человеком тем же путем, каким растение развивается в животное.

Как же совершился этот переход? Он происходил в течение многих миллионов лет. Обратимся к легендам о том, как началось и развива­лось человечество нашей планеты.

 

Автор публикации

не в сети 7 минут

Alex

0
Комментарии: 17Публикации: 181Регистрация: 09-12-2016

Добавить комментарий

Вход без регистрации :